👁 771

(Русский) Перекроить Сирию: нефть, газ и религиозная мозаика

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В этом году исполняется 101 год с момента заключения соглашения Сайкса-Пико, и в свете непрекращающейся сирийской гражданской войны пришло время спросить, как это работает.

Соглашение формализовало британские и французские сферы влияния на Ближнем Востоке и заложило основу для французского мандата на Сирию и Ливан с 1923 по 1946 гг. В 1936 г. Али Сулайман аль-Асад, дед президента Башара Асада, а также другие знатные алавиты обратились к президенту Франции Леону Блюму в попытке остаться под протекторатом Франции.

И это выступление Аль-Асада совершенно своевременно сегодня в свете предложения Джамшида и Карола Чокси из Университета Индианы по “беспристрастному разделу” Сирии. Это предложение станет дополнением к прекращению огня с разделением по этническому признаку (с сопутствующим перемещением населения) и не играют никакой роли для России, Ирана и Турции, которые выступали в качестве воюющих сторон. Большинство суннитов получат провинции в центре и на севере, курды на северо-востоке, алавиты и шииты будут держать средиземноморские прибрежные провинции, христиане, друзы и евреи разделят юго-запад и юг, езиды получат анклав на границе между Сирией и Ираком.

Международному сообществу следует серьезно отнестись к предложению независимости этнических государств или автономных районов и воспользоваться возможностью избежать повторения Конституции Ирака сектантского характера, которая, как отмечают иракцы, не была разработана самими иракцами.

Четыре фактора омрачат переговоры по этнической автономии: нефть и природный газ в провинции Левант, два конкурирующих предложения для газопроводов, которые пересекают Сирию, транспортный коридор Иран-Сирия и сирийские беженцы.

Нефть и природный газ в провинции Левант

Нефть в Сирии

Нефть в Сирии

Геологическая служба США оценивает, что потенциальные извлекаемые запасы составляют “1,7 млрд баррелей нефти и 122 трлн куб. футов природного газа” в бассейне провинции Левант, которая охватывает Израиль, сектор Газа, Ливан и Сирию.

Израиль разрабатывает свои месторождения и становится экспортером энергетических ресурсов. Ливан принял законодательство, регулирующее разведку нефти и газа, но его развитие застопорилось, так как Ливан и Израиль оспаривают район в 300 кв. миль, пытаясь утвердить на него права как на особую экономическую зону.

Проводить добычу газа в водах сектора Газа небезопасно, до тех пор пока израильтяне и арабы не заключат мирный договор и палестинцы не примут строгие меры по обеспечению прозрачности в связи с коррупцией в Палестинской автономии.

Сирия имеет ограниченные запасы нефти в восточной провинции Дейр-эз-Зор, в которой довольно эффективно велась добыча во время гражданской войны, а режим Асада и ИГИЛ получали свою выгоду от контрабанды нефти в Турцию.

Этнические государства/автономные районы, скорее всего, потребует долю доходов от продажи нефти и газа из месторождений на шельфе двух провинций, контролируемых алавитами и шиитами, прежде чем они согласятся на прекращение огня и раздел территории. Решение может заключаться в том, чтобы сформировать компанию с прозрачным корпоративным уставом или наделить ее структурой управления. Для реконструкции по оценкам потребуется минимум $180 млрд.

Россия и Иран не имеют достаточно денег, чтобы восстановить Сирию. США сосредоточены на внутренних проблемах. Турция хочет участвовать в действиях, но никто не станет ограничивать усилия авторитарного паши по восстановлению. Страны Персидского залива имеют наличные, но им, возможно, не хватает навыков администрирования для контроля за восстановлением. Китай может захотеть включить Сирию в проект “Один пояс – один путь”, но только если получит гарантии безопасности и природные ресурсы.

Конкурирующие газопроводы

Проект Катаро-турецкого газопровода

Проект Катаро-турецкого газопровода

Конкурирующие газопроводы, которые пересекают Сирию, будут иметь жизненно важное значение. В 2009 г. Катар обратился к Сирии по вопросу о прокладке запланированных 1500 миль трубопровода для транспортировки природного газа в Европу через территорию провинции Алеппо в Сирии. Катар хотел проложить газопровод в Европу. Сирия отказалась от предложения Катара, и в 2011 г. Сирия, Иран и Ирак договорились о строительстве трубопровода для подключения газового месторождения Южный Парс в Европу.

Проекты мертвы, но некрологи пока не были опубликованы. Физический риск велик, так что кредиторы не захотят прикасаться к ним. Политический риск почти так же плох, так как трубопроводные транзиты должны быть согласованы с субнациональными группами и, возможно, сохранившимся сирийским правительством с небольшим количеством оставшихся институциональными возможностями.

Иранский коридор

Иранский сирийский коридор. Иран построил коридор через Сирию, чтобы поддержать режим Асада и его ливанского союзника – “Хезболлу”. В ответ на наращивание военного присутствия США на северо-востоке Иран перенес маршрут на 140 миль к югу.

С разделением территорий потеря коридора через суннитские территории будет стратегическим поражением для Тегерана. Кроме того, более широкое использование Ираном авиакомпаний для поддержки Асада и “Хезболлы” подвергнут их усилению западных санкций, в то время, как Иран пытается интегрироваться в мировую экономику. Это приведет к напряженности в отношениях между силовиками и экономических реформаторов, которые могут ослабить экспансионистские усилия Ирана в пользу соседей Ирана, а также жертв Асада и “Хезболлы”.

Сирийские беженцы

Последний и единственный вопрос, который может перекрыть все остальные, – сирийские беженцы и внутренние перемещенные лица (ВПЛ). В Турции, Ливане, Иордании и Ираке зарегистрировано почти 5 млн сирийских беженцев. В
Сирийские беженцы на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Сирийские беженцы на Ближнем Востоке и в Северной Африке с 2011 года

Турции размещается самое большое количество беженцев, почти 3 млн – при наиболее развитой экономике и способности их принять. Иордания принимает более 650 тыс. сирийских беженцев, Ливан – более 1 млн, 20% от коренного населения в 4,5 млн человек. Ирак принимает более 200 тыс. беженцев, все в районах, контролируемых курдским региональным правительством. При увеличении военной активности США предполагаемые вынужденные переселенцы могут стать причиной будущих проблем.

Восстановит ли Сирия единство? Возможно, но тот вопрос, который касается сирийцев, и ответ будет получен явно не в этом политическом цикле. Реконструкция после Гражданской войны в США потребовала 12 лет, с 1865 по 1877 гг., и это была борьба между людьми одного и того же этноса и религии, которые не должны были истреблять друг друга. В Сирии окончательное решение о единстве будет принято внуками.

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *