👁 585

(Русский) Саудиты хотят собрать $800 млрд с арестованной элиты

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Правительство Саудовской Аравии стремится конфисковать денежные средства и другие активы на сумму до $800 млрд в рамках борьбы с предполагаемой коррупцией среди элиты королевства.

В прошедшие выходные были арестованы более 60 принцев, членов королевской семьи и официальных лиц, и среди них есть несколько видных бизнесменов.

Центральный банк страны, валютное управление Саудовской Аравии, сообщил, что все счета этих людей были заморожены и что этот шаг был вызван требованием властей.

Точное количество арестованных остается неизвестным, но среди них есть аль-Валид бин Талал, один из богатейших людей в мире. Только состояние бин Талала оценивается в $18 млрд. Также был арестован бывший министр финансов королевства Ибрагим аль-Ассаф.

Всего за несколько часов до арестов король Салман ибн Абдул-Азиза создал антикоррупционный комитет, который возглавил принц Мухаммед бин Салман, сын короля Салмана. Сам король заявил, что закон должен “покарать каждого, кто имел доступ к деньгам общества”, но не защитил их или похитил.

Формально бин Талала обвиняют в отмывании денег, вымогательстве и коррупции, а аль-Ассафа – в растрате большого объема средств при расширении Великой мечети Мекки.

Некоторые наблюдатели ранее отмечали, что задержание аль-Валида бин Талала может быть связано с его отказом выделить деньги из своего состояния на поддержку экономики Саудовской Аравии. Грубо говоря, это сообщение богатой элите страны: платите или будете наказаны.

И это предположение, судя по всему, оказалось правдой.

Принц перешел в режим полной консолидации власти в своих руках и заявил, что борьба с коррупцией на самом высоком уровне необходима для того, чтобы провести модернизацию экономики и снизить ее зависимость от нефтяного экспорта.

Для этого, как известно, нужны деньги, а подобные репрессии – отличный способ пополнить казну. Согласно оценкам Эр-Рияда задержанные коррупционеры теперь могут расстаться с активами на $800 млрд.

The Wall Street Journal пишет со ссылкой на свои источники, что власти Саудовской Аравии хотят получить от задержанных 2-3 трлн риалов. Дальнейшая судьба этих людей не очень ясна, но, вероятно, если они отдадут деньги, более жестокого наказания не будет. При этом большая часть средств находится за рубежом, поэтому процесс изъятия будет сложным. И для Эр-Рияда важно, чтобы арестованные члены семьи отдали деньги добровольно.

Но даже небольшая часть этих денег должна помочь экономике королевства, которое с 2014 г. только теряет средства. Из-за низких цен Саудовская Аравия вынуждена была выйти на долговой рынок, а Резервный фонд сократился с $730 млрд до $487 млрд по состоянию на август 2017 г.

Эр-Рияд пилит сук, на котором сидит?

Зачистка элиты Саудовской Аравии, в ходе которой не удалось ограничиться арестами, напугала потенциальных инвесторов, ориентирующихся на амбициозную модернизацию королевства, направленную на то, чтобы построить новый город, диверсифицировать экономику и продать часть государственной нефтяной компании Saudi Aramco.

Продажа около 5% Aramco в следующем году является центральным элементом Vision 2030, амбициозного плана реформ принца Мухаммеда по диверсификации экономики Саудовской Аравии и снижению зависимости от нефти.

В рамках IPO планируется привлечь до $100 млрд, но этого явно недостаточно для обеспечения финансового благополучия. Кроме того, наследный принц продолжает говорить об амбициозных планах, таких как строительство города за $500 млрд.

Но теперь инвестиции будет привлекать еще сложнее. С одной стороны, Эр-Рияду нужно было успешное IPO, хотя Китай, например, готов выкупить 5% или даже больше напрямую. С одной стороны, эту идею поддерживал бин Талал, тогда как принц Мухаммед хотел провести полноценное размещение, чтобы показать открытость и прозрачность саудовских активов.

Теперь же IPO вообще под вопросом, пишет газета The Washington Post. Инвесторы серьезно обеспокоены антикоррупционной компанией, так как эксперты подозревают не борьбу с коррупцией, а устранение политических соперников.

При этом арестованный аль-Ассаф, например, входил в правление Saudi Aramco, а сам принц Мухаммед возглавляет Совет по экономическим вопросам и развитию, который также курирует деятельность нефтяной компании.

Поэтому пока о проведении IPO можно не говорить: оно вряд ли будет очень успешным. Инвесторы должны успокоиться, иначе они будут слишком осторожными.

Но $100 млрд в рамках IPO уже не кажутся большой суммой, учитывая те $800 млрд, которые Эр-Рияд хочет получить с арестованных чиновников и членов королевской семьи.

Кроме того, учитывая все факторы, прямая продажа будет более выгодной. Многие эксперты из Саудовской Аравии подчеркивают, что Saudi Aramco платила и платит огромные деньги королевской семье и это явно не вызовет одобрения международных инвесторов, поэтому изначально все зависело от того, как компания раскроет отчетность.

В королевстве пока даже не знают, где именно будет проходить IPO, и, видимо, этот вопрос теперь будет отложен на более длительный срок.

Фото: Принц Мухаммед бин Салман

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *