👁 732

(Русский) Торговая война между Китаем и США

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Технологии и военная сфера — только часть предполагаемых угроз безопасности США со стороны Китая.
 

То, что все так давно предвидели и чего боялись, вот-вот произойдет — отношения между США и Китаем охладятся. Это повлечет за собой напряжение отношений между странами, которое может затянуться на годы, даже если никогда не дойдет до «ловушки Фукидида», то есть конфликта, вызванного страхом доминирующего государства перед усилением новой восходящей державы.

Сторонники коммерческого сотрудничества и оптимисты, верящие в то, что Китай поддерживает гражданский мировой порядок, не должны терять надежды на мирное сосуществование двух государств. И все же сейчас нам предстоит пройти тернистый путь. Простая аллитерация, дабы обрисовать ситуацию: торговля, техника и Тайвань.

Последнее потрясение в торговле было вызвано тем, что президент Трамп уже ввел таможенные пошлины на импорт солнечных панелей и планирует увеличить пошлины на ввоз стальной и алюминиевой продукции, а также на машинное оборудование.

Администрация Трампа намеревается разрешить «дисбаланс» в торговле. При этом речь идет о миллиардах долларов.

Расчеты предполагаемой прибыли от этих мер подвержены различным искажениям. Так, классическим примером необоснованной импортной и экспортной стоимости считается iPhone. Но Вашингтон сегодня волнует именно арифметика. (Поведется ли падающий в цене доллар в итоге на хоть какое-то перемирие?)

Угроза безопасности США

В сфере технологий возник целый ряд проблем, начиная с предполагаемых угроз безопасности Америки (Huawei, например, снова заблокировали) и заканчивая ощутимыми угрозами в сторону Китая (в социальных сетях в интернете). К этому можно добавить проблемы пиратства, шпионажа и защиты интеллектуальной собственности, а также торговые барьеры (например, наращивание масштабов проекта «Золотой щит» до внутренней всеобщей веб-структуры).

Как это ни парадоксально, эпоха киберпространства, которая должна была сблизить страны, усиливает напряжение между двумя величайшими экономиками мира.

Этот вторая спорная область связана с усилением страхов среди западной интеллигенции в отношении свободы инакомыслия в Китае после того, как начались репрессии Си Цзиньпина. Если смотреть шире, политическая элита США стала утомляюще цинична по отношению к надеждам Китая вступить в ВТО уже в 2000 году. Дав Пекину пропуск к массовому разрушению индустрии Америки посредством дешевой продукции, Запад выигрывал благодаря либерализации Китая, которая принесла бы свои дивиденды будущим поколениям. Но сейчас только закоренелые китаисты верят в это. Итог один: усиливающаяся бдительность в сфере стратегических отраслей промышленности и с американской стороны тоже.

Наконец, военная сфера. Си Цзиньпин четко дал понять, что его цель — закончить модернизацию китайских вооруженных сил для проведения военных интервенций, как он говорит, с законными (и мирными) целями для своей страны. Это, конечно, явно повлечет за собой больше присутствия или же доминирования в военно-морской зоне, включая акваторию Южно-Китайского моря. Кроме того, широко раскинулись торговые пути по программе «Один пояс — один путь». Это неизбежно приведет к возникновению опасности окружения конкурирующих малых держав и, конечно же, ВМС США. Возможно, все это выльется в серию стычек и других столкновений, которые мир все же сможет пережить. Тем не менее, остается и тайваньский вопрос.

Тайваньский кризис

Если давно планируемый Китаем процесс по присоединению Тайваня действительно ускорится, как о том свидетельствуют различные показатели, это повлечет за собой неминуемую опасность. Даже без дипломатического веса Тайвань представляет собой развитую капиталистическую страну и демократический идеал, который американскому правительству сложно не принимать во внимание. Конгресс США продолжает поддерживать Тайвань.

Что примечательно, как демократы, так и республиканцы игнорируют при этом Пекин. (Кажется, только Россия симпатизирует Китаю и поддерживает его по данному вопросу). Значительные ресурсы, которые Китай вложил в ведение зачастую топорной общественной дипломатии с США, следовало бы считать еще одним невыгодным государственным предприятием.

В то же время, многие американцы, кажется, забывают о достижениях Китая в сфере общественной инфраструктуры, о все большем количестве так называемых «зеленых» открытий в области использования аккумуляторов и автоматизированных транспортных средств. Все это является следствием как регулируемых государством капиталовложений, так и юридической экспертизы машинного обучения.

Также к выдающимся успехам Китая можно причислить разработки в геномике, финансовых технологиях и электронной коммерции (как и, кхм, в области аппаратуры для видеонаблюдения). Кроме того, все эти большие данные ведут к выигрышному положению страны в сфере создания искусственного интеллекта.

Таким образом, Китай все же получит свою долю невольного восхищения, как только эта эра враждебного сосуществования возобновится. И все же, это лишь повлечет за собой больше опасений и породит страхи в США. Спустя примерно пятьдесят лет после того, как была открыта дверь к хорошим взаимоотношениям и сотрудничеству, обе страны обречены провести обозримое будущее, постоянно проверяя, закрыты ли замки.

Перевод Анастасии Ерастовой, Полины Шеноевой

Фото: Damir Sagolj / Reuters

Автор:  Тим Фергюсон

Источник

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *