- Мир поверил в устойчивость биткоина и пытается “поймать волну”
- Криптовалюты по-прежнему остаются опасными с точки зрения возможностей финансирования терроризма
- Россия, Китай и США стали основными участниками новой большой гонки за лидерство
Криптовалюты могут стать одной из самых больших угроз для правительств, системы безопасности и всей финансовой системы. Они помогут финансировать терроризм, так как принцип анонимности делает почти невозможным отслеживание операций. Самое главное – криптовалюты могут произвести революцию в банковском деле.
Но с нашим новым врагом № 1 нельзя бороться, его можно контролировать. Банки уже поняли это.
Супердержавам – США, Китаю и России – придется столкнуться с новой реальностью. Они любят ненавидеть ее и ненавидят любить ее. Независимо от того, смогут ли они охватить ее, они не смогут ее контролировать. А враг, которого вы не контролируете, представляет собой гораздо большую угрозу.
Итак, добро пожаловать в новый баланс сил, финансируемый криптовалютами.
“Биткоин – это такой же катализатор криптовалютной системы, какими в свое время были электронные письма для интернета. Ethereum развивает добычу криптовалют за счет “умных” контрактов”, – отметил легендарный инвестор, исполнительный директор и директор по инвестициям U.S. Global Investors Фрэнк Холмс.
Период неопределенности закончился
Россия пытается охватить новую реальность, стремясь доминировать над ней. Китай запрещает ее. США изо всех сил пытаются понять, как ее регулировать. Но ничто не может сдержать ее развитие. И сейчас многим кажется, что период неопределенности остался в прошлом.
В сентябре Китай пытался запретить жителям своей страны торговлю криптовалютами или стартапы по привлечению средств за счет ICOs, полностью закрыв локальные биржи обмена криптовалютами.
Цена биткоина упала на 40%. Затем почти сразу выросла. Это лишний раз напомнило о том, что криптовалюта – автономная система, которую сложно выбить из колеи.
И движущей силой для него является зависть к основным валютам во всем мире. Биткоин побил рекордную сумму в $6 тыс. за монету 21 октября. Скептики считают, что это не продлится долго и что биткоин не сможет подняться выше. Это не так: сейчас биткоин уже преодолел отметку $10 тыс.
Угрозы и возможности
Потенциальные угрозы безопасности ясны, но давайте рассмотрим новые перспективы финансирования терроризма.
На данный момент террористические группы, безусловно, рассматривают возможности использования криптовалюты. В январе был первый случай, когда правительство Индонезии заявило, что члены ИГИЛ переводят средства друг к другу, совершая транзакции в биткоинах.
Террористы могут создать виртуальную валюту, которая будет еще более мощной, ее будет сложнее отследить, и она сможет действовать полностью в обход мировой банковской системы. Этого еще не произошло, но потенциал для этого есть.
Хотя это еще не получило такого широкого распространения. Математик Джошуа Барон из Rand Corp. считает, что биткоин не станет “валютой террористов”, так как эта валюта “не имеет достаточных условий для сохранения анонимности”.
Хотя терроризм угрожает безопасности многих государств, другая угроза для США – это возможность для России: действия в обход санкций.
Рост цифровой валюты означает, что российские официальные лица, попавшие под санкции США и ЕС, имеют возможность отправлять и получать деньги.
Управления контртеррористической и финансовой разведки США заносит санкционированных лиц в “черный список”, который не позволяет им заниматься каким-либо бизнесом в долларах США. Криптовалюты, которые неподконтрольны ни одному государству, позволяют обойти “черный список”.
Россия vs Китая vs США: кто выиграет в гонке?
Но даже это бледнеет в сравнении с тем, что биткоин и другие криптовалюты бросают вызов основам мировой банковской системы. И на данном этапе нарушения в мировой банковской системе являются “неизбежными”, считает Бала Венкатараман из Computer Sciences Corp.
Если мы действительно не понимаем, как они действуют, кто контролирует их и как избежать использования их в незаконных целях, они могут оказаться одним из самых инновационных поворотных моментов в преступном мире, будь то преступность, финансирование терроризма или коррупция.
Только в прошлом году Россия бросала владельцев биткоинов в тюрьму, характеризуя криптовалютную систему как схему пирамиды.
Россия, например, готова принять криптовалюты только при условии, что их можно будет контролировать. По некоторым оценкам, страна потеряла около $310 млн из-за отсутствия системы регулирования ICO.
В конце октября президент РФ Владимир Путин издал пять президентских распоряжений о контроле за криптовалютами. Они касаются налогообложения в отношении добытчиков монет, регулирования ICO, создания законодательства в отношении новой технологии блокчейн и создания единого платежного пространства, предположительно, с ЦБ.
Тем не менее российское правительство пока не имеет единой точки зрения по этому вопросу. Центробанк в целом одобряет систему блокчейн, но он не очень любит криптовалюты. Власти хотят создать что-то вроде крипторубля, за счет которого можно было бы проводить транзакции, переводя криптовалюты в рубли.
И это не просто причуда. Криптовалюты в России становятся все более популярны. Министр финансов России Антон Силуанов даже дошел до того, что предложил, чтобы криптовалюты рассматривались как финансовые ценные бумаги. Но общий подход пока предполагает, что криптовалюты никогда не будут по-настоящему легализованы в России.
США могут иметь похожий взгляд на данную проблему, но они движутся более медленными темпами в гонке за контролем новой валюты мира.
И это самый злейший враг в таком сценарии, считает Тамара Макаренко, управляющий директор консалтинговой компании West Sands Advisory, расположенной в Великобритании.
Однако Россия имеет гораздо больше стимулов для этого, учитывая, что криптовалюты – отличный способ обойти санкции.
Таким образом, пока Китай запрещает криптовалюту, а США все еще пытаются осознать новую реальность, Россия стремится доминировать.
Но если запреты Китая могут оказаться неэффективными, также и стремление России к доминированию может не принести никакой пользы. Криптовалюты можно регулировать, но не порабощать.
В настоящее время около 85% мирового объема торговли биткоинами идет из Китая. Страны с хорошо субсидируемой энергетической отраслью в основном являются прибежищем для добытчиков криптовалют. Однако теперь и более холодные страны могут предложить кое-что, что не имеет ничего общего с правительством и не затрагивает каких-либо законных “серых” зон, которые будут подвергаться пристальному анализу.
Гонка между странами идет в полную силу. В будущем они надеются отвоевать 30% мировой доли в разработке криптовалютной системы.
Японский миллиардер Масатоши Кумагай, один из основателей гигантского интернет-ресурса GMO, недавно объявил о планах инвестировать более $90 млн в новый бизнес по добыче биткоинов, который будет работать в качестве фонда, частично за счет привлечения капитала от инвесторов.
Новая “большая игра” – это виртуальная реальность, и хотя правительства заняты поиском способов управления ею, инвесторы поглощены вложением миллиардов в то, что быстро становится историей разработки криптовалютных систем промышленного масштаба.
Теперь, когда все видят, насколько устойчив биткоин, не только происходит переход в промышленную фазу, но также все стараются оценить лучшие места для добычи криптовалют. Несмотря на то что это виртуальная реальность, местоположение по-прежнему имеет значение.
Именно поэтому HIVE основан в Исландии, где естественное охлаждение матери-природы благоприятствует работе массивных вычислительных средств и где огромные объемы энергии, необходимые для разработки криптовалюты в промышленном масштабе, дешевле благодаря обильным гидроэлектрическим и геотермальным источникам. HIVE вложил $9 млн в гонконгскую компанию Genesis Mining Ltd, которая только что построила крупнейшее в мире предприятие по производству криптовалют в мире Enigma. Genesis приобрел 30% HIVE в первой сделке. Во время заключения второй сделки в середине октября HIVE провел финансирование на сумму $30 млн, совершив инвестиции в размере $7 млн от Genesis Mining, приобретя второй центр обработки данных в Исландии.
И теперь HIVE основывает бизнес в другой “холодной стране” – Швеции – совместно с Genesis.
От Китая и России до Северной Америки виртуальная реальность вступает в свои права. Это уже вопрос не о том, выживет ли криптовалюта. Речь идет о том, сможет ли криптовалюта удержаться на пути к вершине мировой финансовой цепи.