👁 1٬332

(Русский) Forbes: Евросоюз воюет с офшорами

عفوا، هذه المدخلة موجودة فقط في الروسية. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Как меняются правила игры для бизнеса

Эра офшоров приходит к концу, теперь «спрятать» активы станет невозможно. НС сможет получать информацию из популярных офшоров уже с осени 2018 года

Евросоюз утвердил черный список офшоров — в него вошло 17 государств. В 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приняла план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (BEPS – Base Erosion and Profit Shifting). Согласно BEPS, государства должны принимать меры для борьбы с уклонением от уплаты налогов:  устранять различия в налогообложении,  ужесточать правила о «контролируемых иностранных компаниях»,  совершенствовать меры по борьбе с налоговыми злоупотреблениями, установить порядок обмена информацией, разработать порядок сбора и анализа информации о размывании налогооблагаемой базы и выводе прибыли из-под налогообложения.

Евросоюз, большинство членов которого входят в ОЭСР, уделяет большое внимание реализации BEPS. 17 стран, которые не принимают достаточных усилий, ЕС включил в список ненадежных офшоров. Эти государства рассматриваются как «серые» зоны, которые можно использовать для отмывания денег и уклонения от уплаты налогов.

В перечень, опубликованный 5 декабря, вошли: Американское Самоа, Бахрейн, Барбадос, Гренада, Гуам, Макао, Маршалловы острова, Монголия, Намибия, Объединенные Арабские Эмираты, Палау, Панама, Самоа, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Тунис, Южная Корея. Если какая-то из этих стран предпримет необходимые меры, то в будущем ее исключат из списка. Последствия попадания в список для страны и для бизнеса Государства, попавшие в перечень, скорее всего, не смогут претендовать на получение кредитов от стран Евросоюза. Для предпринимателей, у которых есть бизнес в офшорах, попадание этих стран в список грозит более жесткими условиями налогообложения. Велика вероятность, что ЕС
введет повышенные ставки для выплат в адрес компаний в государствах — членах списка. Тогда аккумулировать доходы в ненадежных юрисдикциях станет невыгодно. В первую очередь речь
идет о выплате роялти, процентов и дивидендов.

В некоторых странах Евросоюза повышенные ставки уже применяются. Например, в Чехии и Португалии при выплатах роялти на офшор из черного списка нужно заплатить в бюджет 35%, при выплате на компанию из белого списка — 15% в Чехии и 25% в Португалии. В Латвии налог при выплатах роялти и дивидендов на компанию из черного списка — 15%, а в остальных случаях – 0%. Существуют также дополнительные налоги при оформлении недвижимости на офшорные компании. Например, в Испании — 3%. У российских предпринимателей популярны офшоры ОАЭ и Панама. Эти юрисдикции используют для формирования в них центра прибыли от товарных операций и вывода дивидендов.  В этом
случае налоговые платежи могут сильно возрасти. IT-компании часто переезжают в ОАЭ. У таких фирм могут возникнуть проблемы – платежи за программное обеспечение (услуги или лицензии) будут облагаться налогом в Европе по повышенным ставкам.

Что дальше: как будут развиваться события и что делать? Возможны два варианта развития событий. Первый — страны из черного списка начинают реализовывать положения BEPS и раскрывают информацию. В этом случае о бенефициарах и их доходах станет известно налоговым органам. Второй вариант – бизнес будет платить налоги по повышенным ставкам. Скорее всего, страны из списка рано или поздно начнут раскрывать
информацию. Это общемировой тренд – заграничные бизнес-структуры становятся все более прозрачными.

Что можно посоветовать предпринимателям? Если источник прибыли находится в Европе, офис и юрлицо лучше перенести в оншор из серого или белого списка стран и платить налоги там. Например, это могут быть Кипр или Мальта. Также в черный список не попали и многие офшоры: Белиз, Британские Виргинские острова и др.

Но в этих юрисдикциях невозможно открыть офис и перевести в них штат. Если это сделать, то организация станет налоговым резидентом юрисдикции и ей придется платить в ней налоги. Банки же не принимают на обслуживание компании без офиса присутствия и штата. Поэтому использование офшоров становится все более затруднительным. Ни один надежный европейский банк не откроет счет для компании из страны, вошедшей в черный список.

Если часть бизнес-структуры продолжает оставаться в странах из списка, нужно быть готовым к ограничениям, связанным с трансфертным ценообразованием. Это значит, что налоговые органы могут пересматривать цены сделок внутри группы компаний и ограничивать движение капитала. Уже сейчас банки особое внимание уделяют расчетам с офшорами и проводят дополнительные проверки, а иногда отказывают в платежах или вообще в обслуживании. Например, компания на Британских Виргинских островах получила платеж за товар от панамской компании. Банк принял платеж. Спустя некоторое время собственник захотел вывести деньги, но банк отказал в этом. Кредитная организация поставила ультиматум: либо вернуть панамской компании, либо оставить на счете. В этот момент панамской компании уже не существовало. Деньги повисли в воздухе.

В Европе также есть ограничения для физлиц. Бывают случаи, когда банки отказывают в открытии счетов европейцам, имеющим налоговое резидентство ОАЭ. Мир изменился — бизнес тоже должен меняться. Не стоит ждать, когда Евросоюз примет единые для региона ограничения на работу со странами из черного списка — это грозит бизнесу большими потерями. Мир стремительно меняется, «спрятать» активы скоро станет невозможно. Даже Британские Виргинские и Каймановы острова создали открытые реестры бенефициаров. «Эра офшоров» заканчивается, должен измениться и бизнес.

Фото: POOL New / Reuters

Автор:  Дмитрий Водчиц

Источник

Leave a Reply

لن يتم نشر عنوان بريدك الإلكتروني. الحقول الإلزامية مشار إليها بـ *