👁 1٬216

(Русский) Города будущего

عفوا، هذه المدخلة موجودة فقط في الروسية. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Как технологии помогают экономить при строительстве.

За последние пять лет технологические компании из real estate привлекли около $6,4 млрд.

В последние несколько лет власти многих стран заявили о желании построить новые высокотехнологичные города – спутник в пригороде Торонто строится с участием Google, проект Great City в Китае рядом с городом Чэнду, инновационный город Неом на берегу Красного моря в Саудовской Аравии и город Масдар рядом с Абу Даби в Арабских эмиратах.
Зачем во всем мире строят новые модели городов? Резкий рывок в технологиях позволил кардинально изменить подходы к строительству городов, и этот процесс только усилится в ближайшие 3-5 лет. Новые города могут стать испытательным полигоном для растущих стартапов и новых технологий. За последние пять лет технологические компании из real estate привлекли около $6,4 млрд. В последние два года появилась новая тенденция — всплеск инвестиций в реальный сектор строительства или Construction Tech. По данным CB Insight, в этот сектор уже вкладывают сотни игроков. Основные тренды развиваются в следующих направлениях: создание новых материалов и способов строительства (включая, роботов, дронов и 3D-принтеры), сокращение издержек, экологичность, безопасность и энергоэффективность.

Какие же технологии могут быть интересны?  Для этого можно посмотреть на концепции новых городов. Большинство из них подразумевают сокращение использования неэлектрических автомобилей. Например, в Масдаре (ОАЭ) неэлектрическим машинам запрещено приближаться к городу ближе, чем на несколько километров. В китайском проекте Great City жителям и вовсе предлагается обходиться без автомобилей (за счет удобства расположения объектов города) и передвигаться пешком или на велосипеде.

Такой подход позволяет развиваться любым проектам инфраструктуры, связанным с новыми видами транспорта, возобновляемыми источниками энергии, развитием и сокращения потребления электроэнергии. Масдар должен потреблять на 20% энергии меньше, чем обычный город.  В город прекрасно вписывается проект Илона Маска по распределенной солнечной энергетике Solarcity. Его оборудование достаточно давно устанавливается на частных и коммерческих объектах недвижимости. Установка Solarcity позволяет перераспределять электроэнергию, а ее избыток продается сбытовой сети, что частично компенсирует затраты.

Также обещает полностью измениться подход за коммунальными ресурсами — в США появился сервис для совместных закупок электроэнергии и прочих коммунальных услуг (Ravti), что позволяет сэкономить до 30% стоимости ресурсов. В условиях России такие проекты пока упираются в бюрократические препоны и слишком большую роль государства в регулировании рынка ЖКХ и малое вовлеченность граждан в развитие этого бизнеса. Но тем не менее предпосылки для использования солнечных батарей есть и в России. У нас есть с десяток заводов, которые производят солнечные батарей и со снижением их себестоимости и ростом эффективности (батареи уже используют даже на Севере) уже применяют актуальность их применения будет расти. Особенно, если государство будет стимулировать их установку.
Глобальная задача — строительство максимально эффективных домов и умных и автономных городов, полностью обеспечивающих себя энергией — в основном за счет солнечных батарей. Также города должны за разумные деньги перерабатывать отходы.

Экономия и унификация — важнейшие факторы при строительстве. Во многом именно поэтому строительному сектору нужны 3D-принтеры, роботы и дроны. Например, в ОАЭ планируют к 2020 году до четверти зданий печатать на принтерах. В результате это должно сэкономить до половины от стоимости здания. Себестоимость печати дома в Китае обещает быть чрезвычайно низкой ($5000), а скорость высокой — до 10 домов в сутки одним устройством.
Напечатать дом или поселок на принтере уже реально. Хотя у инженеров разные подходы к технологиям — можно печатать только несущие стены или дом целиком (включая сантехнику).  Выбор материалов для печати очень широк: в Китае компания Shanghai WinSun Decoration Design Engineering может печатать дома даже из строительного мусора, а другие компании применяют стекловолокна или биопластик (при старении его легко переплавить). Технологии пришли и в отделку — робот от шведского стартапа CBOT автоматически укладывает плитку. Строительные ЗD-принтеры представлены и в России, например, их предлагают компания «Спецавиа», Apis Cor, китайских и европейских производителей.

Использование в строительстве дронов помогает экономить деньги и до 90% трудовых ресурсов. Их уже начали применять при проектировочных работах на площадке и контроля за объектами в России. Дроны уже вовсю применяются на столичных стройках и помогают инвесторам экономить десятки миллионов рублей за счет сокращения смет, завышенных подрядчиками. Существуют десятки проектов с объединением программ графики и автоматизации. Например, Autodesk. Такая система с помощью дрона может обследовать местность и формировать карты местности. В России с застройщиками работает проект Traceair. Применение дронов помогает компаниям экономить сотни тысяч долларов.
Но на этом их применение не заканчивается, дроны могут строить легкие объекты — навесные конструкции и инсталяции из углеводородного волокна.

Дроны помогают строить легкие навесные конструкции
Дроны помогают строить легкие навесные конструкцииФото DR

Безопасность — огромное пространство для будущих проектов в Construction Tech. За последние годы появились такие материалы, как эластичный бетон, в который добавляют лайкру или минералы, похожие на те, что входят в состав раковин у ракушек. Бетон устойчив к трещинам, выдерживает изгибы и даже способен восстанавливать свою форму, что важно, если это такой важный объект, как мост, или он строится в сейсмоопасной зоне.  Желание избежать последствий землетрясений в Японии привело к тому, что местная компания Air Danshin Systems разработала систему, с помощью мощного компрессора позволяющую зданиям на короткое время «парить» над землей во время землетрясения.Помимо конструктивных и эксплуатационных возможностей кардинально меняется сфера сопровождения строительства и процесс продажи. Выросли возможности строителей (включая архитекторов) и будущих покупателей. Все они уже могут просматривать проекты с помощью сервисов виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Сделать это можно, например, с помощью популярного проекта Holobuilder, который позволяет создавать виртуальные туры по строительным объектам.

Еще более крупный пласт проектов связан с экономией при оформлении в собственность и содержании недвижимости.  Значительную роль должны сыграть стартапы, которые обещают отобрать бизнес у юристов, оценщиков и риелторов.  В США существует сервис Bowery, который за счет данных позволяют экономить на оценке недвижимости (если, например, она покупается в кредит).
Прорывом обещает стать технология блокчейн: она позволяет кардинально изменить процесс перехода прав собственности. Например, в недвижимости блокчейн может помочь в организации новых форм реестров, титулов собственности и оформления сделок.

Записанные в блокчейн-систему блоки будут удостоверять процесс перехода права собственности на собственность — будут подтверждаться денежные переводы, договоры и данные собственника (в качестве примера можно привести платформу REX). Это позволит исключить посредников, которые забирают комиссии в процессе сделок недвижимости — юристов, риелторов, нотариусов и сотрудников регистрационных палат. Подобные расходы, как правило, составляют как минимум 1-2% от суммы сделки. Вдобавок сократятся риски мошенничества.

Такая «умная» строительная инфраструктура будет ожидать соответствующих технологических решений и от страховых компаний.  Речь идет и об «умном» страховании имущества, и о страховании строительно-монтажных рисков с учетом новых технологий строительства, и об использовании дронов для осмотра объектов, и о применении искусственного интеллекта для моделирования и оценки возможных рисков строительства и эксплуатации объектов.
К сожалению, пока большинство проектов нацелены на крупные рынки строительства. Например, в США за год он составляет около $650 млрд, что на порядки меньше, чем в России. Остается надеяться, что российские стартап-проекты сумеют предложить что-то новое местным игрокам, что поможет снизить себестоимость строительства в РФ.

Фото: Маасдар — проект будущего эко-города, расположенного в Абу-Даби.

Автор: Илья Озолин

Источник

Leave a Reply

لن يتم نشر عنوان بريدك الإلكتروني. الحقول الإلزامية مشار إليها بـ *