👁 819

(Русский) Вложение в образование – инвестиции без риска

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Онлайн-образование становится все более популярным и распространенным способом получения новых знаний, повышения квалификации, что становится неотъемлемой составляющей профессионального роста. Продвижение по карьерной лестнице – наиболее частая причина, по которой российские пользователи решают инвестировать средства в образование. О том, в чем отличия и специфика образования в интернете, а также о сотрудничестве университетов, корпораций и образовательных платформ рассказали на встрече с журналистами представители Высшей школы экономики, “Яндекса”, Tele 2 и Coursera.

Согласно исследованию, проведенному платформой открытого онлайн-образования Coursera, 57% учащихся из РФ заинтересованы в развитии карьеры (в США и Великобритании – 48% и 40% соответственно), 85% российских учащихся, которые прошли онлайн-курс, сообщают о профессиональном развитии, а 35% – о повышении, трудоустройстве на новую работу или открытии собственного бизнеса.

“В условиях слишком быстрого развития технологий получение актуальных компетенций становится особенно важным, чтобы оставаться востребованным специалистом в своей области. Поэтому персонализация обучения, его интерактивность и фокус на получение конкретных навыков для учащихся лежат сейчас в основе стратегии компании”, – сообщил директор по развитию бизнеса Coursera Никил Синха. В настоящее время на платформе Coursera зарегистрировано более 1 млн учащихся из стран бывшего СССР, из них 655 тыс. – из России. Количество обучающихся на платной основе выросло за последний год на 83%, что сделало Россию крупнейшим и самым быстрорастущим не англоязычным регионом для Coursera.

Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов отметил, что даже когда онлайн-курсы перешли на бизнес-модель, став платными, рост числа обучающихся не прекратился. “Это дает нам основания прогнозировать, что через 10 лет онлайн-курсы станут обязательной частью или даже основным компонентом дополнительного образования”, – отметил Кузьминов в ходе встречи, предваряющей конференцию eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2017, посвященную научным и практическим аспектам онлайн-образования.

Онлайн-курс отличается от простого обучающего ролика на YouTube тем, что на курсе есть обратная связь, объясняет ректор ВШЭ. Учащийся должен будет вовремя выполнять задания, участвовать в дискуссиях, обсуждениях, даже оценивать результаты работы своих однокурсников. Такой формат максимально приближает онлайн-обучение к традиционному, то есть интернет-курс вовлекает человека, так же как должны вовлекать дисциплины в вузе. Вся эта деятельность предполагает ответственность обучающегося, а после окончания курса знания оцениваются. В случае успешной сдачи квалификационных задний выдается сертификат об окончании курса.

“На сегодняшний день высшее образование в России стало основной социальной установкой: 75% опрошенных родителей говорят, что их дети обязательно должны получить высшее образование. Это один из самых высоких приоритетов по опросам. В этом отношении есть серьезная проблема, как поднять качество массового высшего образования, и в этом отношении магистральный путь — это, конечно, включение онлайн-курсов и замещение слабых офлайн-курсов онлайн-курсами”, – считает Ярослав Кузьминов.

Ректор Высшей школы экономики рассказал, что модель смешанного обучения планируется ввести во все образовательные программы. В 2016-2017 гг. в индивидуальные учебные планы студентов ВШЭ было включено 350 онлайн-курсов. “Я думаю, что доля онлайн-обучения в исследовательских университетах должна составлять 10-15%, в университетах, которые дают профессиональное обучение – 30-40%, и в университетах, которые дают так называемое “общее высшее образование” – от 70% до 100%. Я напомню, что 45% студентов России – это заочники, и разговоры о том, что мы можем ухудшить их положении с переходом на онлайн-курсы, мягко говоря, странные, хотя такие разговоры тоже иногда приходится слушать”, – сказал Кузьминов.

Стоимость производства онлайн-курса может быть довольно высока – до миллиона рублей. В эту сумму входит труд автора курса, оператора режиссера. Часто в видеолекциях используется компьютерная графика. Статьей расходов является и обновление курса, в случае если информация устарела. Но, как уже отмечалось, важной составляющей любого качественного онлайн-курса является обратная связь. На курс могут записаться десятки и даже сотни тысяч студентов, с ними необходимо вести работу, проверять задания. Это может делать, к примеру, группа ассистентов профессора, который читал онлайн-курс. Поэтому в стоимость разработки онлайн-курса сходит не только создание контента – видеолекций и методических материалов, – но и постоянная работа со студентами.

Ректор ВШЭ не считает, что на онлайн-курсы вузов должны выделяться бюджетные деньги: “Университет должен инвестировать свои средства в контент, а потом получать их назад в виде отчислений за использование этого курса. Можно привлекать фонды, которые будут поддерживать создание курсов в неактуальных секторах, где малая платежная способность, но это просто культурно необходимо. И сегодня уже есть приоритетный проект по онлайн-обучению, и в рамках этого проекта есть достаточно большие ресурсы, но не на создание контента, а на создание инфраструктуры”.

Директор по развитию бизнеса Coursera Никил Синха рассказал, что большинство российских партнеров покрывают расходы на создание своих курсов и все производственные и текущие издержки за счет доходов, получаемых от продажи этих курсов на Coursera. “Затраты на создание курса – это расходы, которые вы несете единовременно, когда как та прибыль, которую вы получаете от продажи курса, она разносится во времени, т. е. доход возможен в длительной временной перспективе”, – добавил представитель Coursera.

Онлайн-образование используются и для развития сотрудников и найма квалифицированных кадров. Кроме университетов свои курсы также размещают компании, среди российских участников — “Яндекс” и корпоративный университет Сбербанка. Первые два курса Корпоративного университета Сбербанка – “Основы риск-менеджмента в банке” и “Банковское дело и финансы” – уже доступны для пользователей Coursera. Компания “Яндекс” специализируется на прикладных курсах по компьютерным наукам и науке о данных. Первая серия курсов от “Яндекса” по теме Big Data for Data Engineers разработана для всемирной аудитории на английском языке. В дальнейшем планируется разместить более двадцати новых курсов.

“Сегодня все больше людей становятся слушателями онлайн-курсов. Неудивительно, ведь в сравнении с традиционными форматами обучения такие курсы имеют преимущества. Прежде всего дают возможность учиться дистанционно. Мы в “Яндексе” уже 10 лет обучаем сотрудников и не только — у нас много образовательных проектов для людей любого возраста. Однако заявки на учебу в ШАД или в проекте “Мобилизация” приходят от тысяч людей, а принять на очное обучение мы можем лишь несколько сотен. Теперь, когда мы стали официальным партнером Coursera, онлайн-курсы “Яндекса” будут публиковаться на этой платформе и станут доступны гораздо большему числу слушателей”, – сказал Сергей Чернышев, руководитель управления по работе с талантами в компании “Яндекс”.

“Яндекс” уже имеет успешный опыт совместного создания курсов с МФТИ, ВШЭ и Калифорнийским университетом в Сан-Диего. Среди наиболее востребованных и успешных курсов – серия “Машинное обучение и анализ данных” и англоязычная специализация “Структуры данных и алгоритмы”. А компании Tele2 и “Сбербанк-Технологии” стали первыми российскими клиентами платформы корпоративного обучения Coursera для бизнеса. Продукт был запущен в 2016 г. с целью помогать сотрудникам компаний получать актуальные знания и непрерывно развивать свои профессиональные компетенции. Сейчас Coursera работает с 500 глобальными компаниями, среди которых L’Oreal, Paypal, BCG, AirFrance, KLM и др.

Компании, участвующие в создании курсов, будут предоставлять преимущества тем, кто их успешно окончил. Например, при трудоустройстве в 2ГИС на профильную должность сертификат о прохождении специализации будет несомненным плюсом, а после окончания курсов от Google учащиеся получат возможность стать сертифицированными специалистами по одному или нескольким направлениям рекламы в Google AdWords.

Онлайн-образование позволит развивать компетенции будущего, среди которых выделяется работа с большими данными, умение вести поиск, отбирать нужную информацию в потоке данных, считает Кузьминов. Другое перспективное направление – это коммуникации и компетенции в области дизайна, в области презентации. Ректор Высшей школы экономики не считает, что активно муссируемая в СМИ тема блокчейн-технологий может стать предметом следующего курса ВШЭ, однако в ближайшие десять лет блокчейн может заменить единый государственный экзамен: “Будет автоматическая валидация образовательных результатов. У нас будет портфолио на каждого ученика: будет известно про все его попытки сдать пробный ЕГЭ, про то, что он в пятом классе учился играть на скрипке, у него были такие-то результаты”.

Для создания подобных портфолио потребуется десять лет, считает ректор ВШЭ. “То есть ЕГЭ, в общем-то, будет не нужно. Вузы будут отбирать по этому совокупному портфолио. Оно будет абсолютно объективно, эти технологии нельзя будет обмануть, туда нельзя будет что-то дописать”, — предположил Кузьмино

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *